Т-34 — от Москвы до Берлина

В начале 1941 года делегация советских военных чиновников и конструкторов приехала в Германию. В ходе визита немцы продемонстрировали образцы своей лучшей на то время бронетехники.

Советские специалисты увидели новейший танк Panzer VI. Однако члены делегации из СССР упрекнули немецких коллег в том, что те не показали представителям дружественного (на тот момент) государства свою современную технику, представив лишь устаревшие машины. Этот упрек озадачил немцев. Незадолго до этого в Германию приезжала американская делегация, которая пришла в восторг от этих новейших боевых машин. Если русские не восприняли немецкую технику всерьез, то чем же тогда вооружена Красная армия?
Т-34 — от Москвы до Берлина

Перед войной

Перед войной основу бронетанкового парка Красной армии составляли легкие танки Т-26 и целое семейство танков БТ. Эти машины можно с трудом назвать достижением отечественной конструкторской мысли. Не из-за недостатков, а потому что и тот и другой родились за рубежом – Т-26 являлся доработанной британской машиной Vickers, а все БТ были «потомками» американского танка Кристи. Колесно-гусеничный танк, разработанный конструктором Уолтером Кристи, не был по достоинству оценен американским правительством, и его закупило правительство советское. Если «Виккерс» был просто удачным легким танком, который, кстати, с успехом копировали во многих странах, то Кристи сумел создать концептуально новую машину – быстроходный танк (БТ).

Отметим, что качества любого танка складываются из нескольких составляющих. Это броневая защищенность, вес, маневренность, скорость и огневая мощь. В танке Кристи, как и в советских машинах БТ, все остальные качества приносились в жертву одному – скорости. Легкий, с мощным авиационным бензиновым мотором, вооруженный 45-миллиметровой пушкой, он воплощал собой концепцию молниеносной войны, которую исповедовали не только немецкие, но и советские военные теоретики. БТ, по замыслу конструкторов, должны были врываться в пробитую во вражеской обороне брешь и затем совершать глубокий рейд по тылам противника, уничтожая всю его тыловую инфраструктуру, перерезая железнодорожные ветки, уничтожая склады и аэродромы.
Т-34 форсирует Днестр:
Т-34 — от Москвы до Берлина

Нужен средний танк

Однако перед Великой Отечественной войной советское командование поняло, что осуществить блицкриг силами только бронетехники невозможно – ее должна сопровождать пехота, которая по определению не сможет развить столь высокий темп наступления. При этом в задачу танков вошла поддержка пехоты, уничтожение укреплений противника и его бронетехники. У таких танков скорость уже не являлась решающим качеством, а броневая защита должна была выдерживать не только попадания пуль и осколков. Таким образом и родилась концепция среднего танка, в котором все вышеперечисленные показатели были бы сбалансированы. Таким танком стал Т-34. Забегая вперед, отметим, что «тридцатьчетверка» действительно была идеальным танком именно по сбалансированности характеристик, которые определяют качество боевой машины.

КБ Харьковского паровозостроительного завода под руководством конструктора Михаила Кошкина в инициативном порядке начало работы над танком А-32, который стал прообразом будущей «тридцатьчетверки». 19 декабря 1939 года совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства было решено изготовить два образца Т-34, вооруженного 76-миллиметровой пушкой и защищенного броней толщиной в 45 миллиметров.

В дальнейшем оба этих образца прошли государственные испытания на полигонах, в том числе и обстрел из 45-миллиметровых противотанковых пушек. Их даже отвезли в Карелию на место недавних боев Финской войны, где танки заставили преодолевать настоящие противотанковые препятствия. Т-34 благополучно справился со всеми заданиями, включая обстрел – ни один снаряд не смог пробить его броню. Постановление о производстве танка Т-34 Совет народных комиссаров и ЦК ВКП(б) приняли 5 июня 1940 года. До начала войны на ХПЗ и Сталинградском тракторном заводе успели построить более тысячи танков, после ее начала их производство возросло до невиданных размеров.

По образу и подобию

В 1941 году после встречи с «тридцатьчетверками» немецкие танкисты буквально потребовали от промышленности создать в кратчайшие сроки копию советской машины. Захваченные в исправном состоянии советские танки были направлены на немецкие полигоны, где танкостроители всесторонне их изучили. Поначалу, еще на стадии чертежей, они создали очень похожий на «тридцатьчетверку» танк. Будущая «Пантера» была настольно похожа на своего «родителя», что по этой причине ее так и не запустили в производство. Если бы это произошло, то стоило бы жизни многим немецким танкистам – их машины расстреляла бы собственная артиллерия, которая не смогла бы отличить их от русских танков.
Т-34 — от Москвы до Берлина

Однако и в своем конечном варианте «Пантера» оказалась во многом похожа на Т-34. Броневые листы были установлены под рациональным углом, форма башни также напоминала первые модели «тридцатьчетверок». Но немцам не удалось воплотить основные качества Т-34 – его надежность и технологичность. Получился хороший тяжелый танк, который к тому же часто ломался. Во время первого массового применения этих танков (в Курской битве) из 196 прибывших на фронт машин до поля боя доехало лишь 30. Остальные выбыли из строя из-за поломок. Всего в операции «Цитадель» безвозвратно было утеряно 127 «Пантер» (большинство просто не успели эвакуировать).

«Тридцатьчетверки» против «Фердинандов»

А вот достоинства Т-34 проявились в Курской битве в полной мере. Несмотря на то, что соотношение потерь было явно не в пользу советских войск, не стоит забывать о том, что в этом крупнейшем танковом сражении с нашей стороны действовали в основном средние и легкие танки. Единственным тяжелым был британский «Черчилль», который представлял собой уже совершенно устаревшую машину. «Тридцатьчетверки» ухитрялись подбивать даже сверхзащищенные немецкие «Фердинанды».

Т-34 — от Москвы до Берлина

Т-34 разбивали бронебойными снарядами подвеску самоходки, а некоторые наводчики-снайперы ухитрялись даже простреливать 88-миллиметровые орудия «Фердинанда». Во время Курской битвы советские танкисты также отработали приемы борьбы с тяжелыми «Тиграми». Дело в том, что этот танк обладал одним недостатком – невысокой скоростью поворота башни. В охоте на «Тигра» участвовали две «тридцатьчетверки» – одна из них отвлекала немецких танкистов, а вторая на большой скорости сближалась с танком и расстреливала его в упор в борт, где броня была тоньше.

Т-34 на улицах Бухареста:
Т-34 — от Москвы до Берлина

На улицах немецкой столицы
«Тридцатьчетверка» была похожа на солдата, рядом с которым она воевала, – солдата неприхотливого, выносливого, способного стойко переносить все тяготы войны – долгие изнурительные марши по дорогам и бездорожью, лютую холодную зиму и жаркое раскаленное лето, солдата, способного выдерживать самые сильные удары врага, а потом наносить ему еще более страшные удары, отбрасывая на километр за километром на Запад. Эти танки воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, штурмовали города, форсировали реки, прорывали оборону. Волны  «тридцатьчетверок» в 1942 году захлопнули крышку сталинградского котла, в 1943-м остановили немецкое наступление под Курском, хлынули, сметая немецкую оборону, в 1944-м на польские равнины и, наконец, в 1945-м заполонили улицы Берлина. В те годы, когда сравнивать достоинства различных танков можно было наглядно, почему-то ни у кого не возникало сомнений в том, что этот танк – лучший. И колонна «тридцатьчетверок» на улице немецкой столицы – лучшее тому подтверждение. А также слова прославленного немецкого танкового маршала, написанные уже в мирное время: «Особенно неутешительными были полученные нами донесения о действиях русских танков, а главное, об их новой тактике. Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях. Например, наш зенитный танк Т-IV со своей короткоствольной 75-миллиметровой пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 только с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство», – пишет Гудериан в своих «Воспоминаниях солдата».

Т-34 — от Москвы до Берлина

P.S.

В марте 2004 года Т-34 снова вызвал приступ паники у жителей одного из немецких городов (Гайденау). Промчавшийся по городским улицам танк заставил содрогнуться оставшихся в живых ветеранов Вермахта. Как оказалось, ужас на город навел один из местных коллекционеров, решивший использовать легендарную «тридцатьчетверку» для сноса собственного сарая. Так что даже сейчас Т-34 вполне грозное оружие. Что и говорить. Ведь и по сей день этот танк состоит на вооружении у некоторых стран.

1945 год встреча с американскими частями:
Т-34 — от Москвы до Берлина

Использование текста и фотоматериалов возможно только с указанием ссылки на первоисточник (Сайт «СССР. Под знаком качества«)

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *